Юбилейный фестиваль прошел с 23 сентября по 11 декабря 2022 года. География программы спектаклей простиралась от Москвы до Санкт-Петербурга и Петрозаводска, а образовательная и кинопрограммы состоялись в 10 городах России.
Открылся десятый сезон в Москве, в центре современного искусства «Винзавод». 10 лет назад именно здесь началась история фестиваля и прошла первая мастерская молодых хореографов, впоследствии выросшая во всероссийский Конкурс. Проект Context.10 состоял из двух частей: спектакля «Материя» и программы танцевальных перформансов, объединив ярких участников Конкурса разных лет. После показов в Москве Context.10 увидел петербургский зритель в пространстве Севкабель Порта.
Над «Материей» работали восемь хореографов Context: Константин Кейхель, Эрнест Нургали, Ольга Лабовкина, Константин Семёнов, Ольга Васильева, Ольга Тимошенко, Андрей Меркурьев и Владимир Варнава. Режиссёром-постановщиком выступил хореограф и куратор Context ― Павел Глухов. Авторы создали единое произведение с общей сценографией, темой места, времени и самоопределения человечества в этой системе координат, в тоже время части проекта отражали уникальный хореографический язык и стиль каждого отдельного автора. Саунд-дизайнером выступил Алексей Наджаров, художником по костюмам — Татьяна Долматовская. За свет отвечала Татьяна Мишина, а медиа художником был приглашён Илья Старилов.
Спектакль был поставлен на артистов первой проектной танцевальной группы Context, созданной специально к десятому сезону. В нее вошли 16 танцовщиков, работающих с современной и классической хореографией и разделяющих ценности Context.
В программе танцевальных перформансов были представлены работы шести хореографов: Елизаветы и Марии Жуковых, Лилии Бурдинской, Александра Фролова, Андрея Короленко и Анны Щеклеиной. Работы объединяла тема «жизнь человека» ― подражание, самопознание, свершение дел и наследие. Программа проходила на трёх площадках, выстроенных в пространствах Винзавода и Севкабеля. Исполнителями выступили приглашенные танцовщики, а также артисты омского театра танца «нОга». Курировал программу хореограф Иван Естегнеев.
В октябре на сцене РАМТ в Москве и в Музыкальном театре республики Карелия Петрозаводске состоялся «Вечер современной хореографии», Программу составили работы Павла Глухова, Кирилла Радева и Конкурса хореографов разных лет.
Спектакль «Форма ноль» хореограф Павел Глухов поставил на артистов Музыкального театра Республики Карелия. Работа впоследствии вошла в репертуар театра. Автор и артисты при создании проекта отталкивались от одного из важнейших понятий китайской философии ― Дао («путь»), источника всех форм и энергии созидания. Павел Глухов исследовал в спектакле отображение идеи вечного движения в танце, а также точки соприкосновения Дао и христианского мировоззрения вечной жизни.
Работа Кирилла Радева «Сингулярность» была поставлена на артистов танцгруппы Context. Латинское слово «singulus» означает единичность, неповторимость (существа, события, явления). По выражению автора постановки, танец — это энергия, которая бесконечна, неповторима. Каждый спектакль на самом деле не имеет точных законов, доминант и научных объяснений, и балет «Сингулярность» также не является историей, рассказанной на сцене, а становится целым миром, рождающимся внутри зрителя.
В ноябре на Винзаводе состоялась премьера спектакля «Явь» Анны Щеклеиной в исполнении артистов танцгруппы Context. Работа выросла из инициативы Context Symphony — программы для хореографов на основе проведённого опен-колла. Проект был запущен Фестивалем совместно с Symphony 34, жилым комплексом премиум-класса от девелопера-визионера MR Group. В спектакле Анна Щеклеина исследовала ландшафт коллективной и индивидуальной природы, характера и интуитивного знания. «Явь» говорит о кажущемся и являющемся, о движении к сущности человеческой природы. Хореограф ставила перед собой задачу создать эффект визуального гипноза, а также внезапное ощущение яви, пронзительное для зрителя.
Новым направлением для фестиваля стал запуск детской программы Context.Старт. Объединённая темой «Почему человек танцует», она состояла из трёх блоков: спектакля «Почему я танцую», серии мастер-классов и выпуска детской книги о танцевальном искусстве. В декабре программа была представлена на площадках Каменноостровского театра и студии Context, а также в Школе драматического искусства.
Спектакль «Почему я танцую» хореографа Александра Фролова рассматривает эволюцию танцевальной техники как метафору развития человека. От неловкого и уютного младенчества артист проходит через озорное детство, сложный подростковый возраст и прекрасную юность к осознанной зрелости. История танцевальной техники проявляется в разных жанрах и стилях: особенно наглядно это на примере классического танца и contemporary. «Почему я танцую» был поставлен на артистов труппы Context и во много была основана на личных историях танцовщиков.
Книга «Зачем люди танцуют? История танца для детей» была выпущена Фондом Дианы Вишнёвой совместно с фестивалем Context в издательстве А+А. Автором выступила историк, специалист по свободному танцу Ирина Сироткина. Создателям книги удалось рассказать о традиции и классических постановках, о современности и творческих исканиях танцовщиков и хореографов так, что культура танца станет понятной и увлечёт и юных читателей, и их родителей.
Кинопрограмма Context.Film состоялась в декабре и представила зрителю самые яркие короткометражные танцевальные фильмы, музыкальные и экспериментальные видео последних лет, созданные режиссёрами, хореографами и мультидисциплинарными артистами. Видео были отобраны на основе опен-колла из более чем 3000 заявок со всего мира. Премьера сборников короткометражных фильмов состоялась в кинотеатре «Пионер» и далее была представлена в других кинотеатрах и городах России, а также онлайн для просмотра из любой точки мира.
В конце ноября и в декабре прошла региональная образовательная программа. В течение нескольких дней в Челябинске, Екатеринбурге, Омске и Новосибирске мастер-классы вели танцовщики и хореографы, также связанные с историей Context: Иван Сачков, Александра Рудик, Татьяна Тарабанова, Ольга Васильева, Павел Глухов, Нурбек Батулла и другие.