В XI сезоне Context. Diana Vishneva меняет формат: проект трансформируется от сконцентрированного во времени смотра лучших хореографических работ к непрерывной работе с профессиональным сообществом на протяжении всего года. Положено начало новому этапу, в котором Context системно взаимодействует с танцевальным комьюнити и зрителем, выпуская собственные проекты, сотрудничает с молодыми режиссёрами и профессиональным сообществом, а также реализует целостную образовательную программу. Вдохновляясь дуэтом Мерса Каннингема и Джона Кейжда, Context посвятил 2023 год исследованию взаимодействия танца и музыки без иерархии. К команде кураторов хореографической программы — Ивану Естегнееву и Павлу Глухову, присоединился композитор Владимир Горлинский, чтобы вместе нащупать философию и контексты союза звука и движения.
XI сезон обновлённого фестиваля открылся в Международный день танца в московском ДК «Рассвет» премьерой проекта «Послание». В его основу легли тексты хореографов всего мира и хореографические высказывания российских авторов об объединяющей силе танца. Междисциплинарный проект связал хореографов, музыкантов и драматических артистов в размышлении над вдохновляющими текстами о танце. Хореографы Татьяна Чижикова, Елена Чурилова, Илья Манылов и Ольга Васильева обратились к глубине смыслов посланий разных лет, предлагая взглянуть на волнующий момент настоящего. В центре внимания музыкально-звуковой составляющей проекта — вокальный ансамбль «прАКТика» и композитор Михаил Мясоедов (Brinstaar), работающий в области пространственных звуковых композиций.
В БДТ имени Г. А. Товстоногова и в РАМТе был показан флагманский спектакль сезона — «Дуо» в исполнении прим-балерин Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. Форма проекта отсылает к театральным вечерам XIX века, которые соединяли в себе оперу и балет. В основе работы — синтез музыки и танца, их сосуществование и взаимодействие без иерархии, идея дуальности, вариативности событий. В «Дуо» хореография Павла Глухова и музыка Алексея Ретинского существуют в диалоге, дополняя и обогащая друг друга, а визуальные образы героинь, созданные художником по костюмам Светланой Тегин, подчёркивают драматургическое перерождение и трансформацию.
Победителями опен-колла для хореографов 2023 стали Илья Манылов и Элина Кавалерова. Их работы, «О дивный новый мир» и Papier Mache, составили «Вечер премьер», который был представлен на сцене Электротеатра Станиславский и на Новой сцене Александринского театра. Илья Манылов продолжил сотворчество с композитором Михаилом Мясоедовым (Brinstaar), начатое в проекте «Послание». Дизайнерский бренд Vereja, основанный Игорем Андреевым и Машей Комаровой, создал для спектакля дерзкие костюмы. В Papier Mache композитором и исполнительницей музыкальной партии выступила саунд-дизайнер Симона Маркевич, а сценографию и образы для танцовщиков создала художница Ксенией Кочубей.
В зале Зарядье была показана специальная программа «Диалог сквозь время», в которую вошли работы хореографов Кирилла Радева, Джона Кука, Эрнеста Нургали, Эдварда Клюга, Павла Глухова, Константина Семенова и премьера Ольги Лабовкиной — «Полотна луны».
Накануне Нового года в историческом пространстве Невский 58 в Санкт-Петербурге прошел спектакль-променад «Вечер танца и музыки», объединивший актуальных хореографов и художников, танцовщиков и вокалистов для создания предпраздничной танцевально-музыкальной мистерии. В программу вечера вошли хореографические работы Елены Чуриловой, Ольги Васильевой, Элины Кавалеровой, Павла Глухова, Константина Кейхеля и Кирилла Радева в исполнении танцгруппы Context и приглашённых артистов. Вокалисты, исследователи русского фольклора, акапельно исполнили карагодную «Вселиственный мой венок», псалом «Сице глаголет» и трисвятое глаголемое «Волынка». Диана Вишнёва в рамках вечера представила зрителям соло «Душа» в постановке Павла Глухова. Художником проекта выступила Ксения Кочубей.
Параллельно художественному процессу была реализована насыщенная образовательная программа, исследующая диалог звука и движения: паблик-ток «Самый естественный союз?», где обсуждались различные формы взаимодействия музыки и танца, интенсивы с хореографами нового поколения израильского современного танца Мишей Гетманом и Этаем Аксельродом, лаборатория с Институтом театра — «Практики создания проектов в современном танце», посвящённая поиску путей и возможностей художественной деятельности в области современного танца.
Отдельным смыслообразующим проектом сезона стала резиденция «Танец. Музыка и звуковые практики». Сложившиеся в ходе лабораторной практики пары «хореограф + композитор» на протяжении нескольких недель экспериментировали над способами соединения звука и движения. Итогом работы авторов, кураторов, музыкантов и танцовщиков стали 4 новых музыкально-хореографических проекта, которые Context представил зрителям на «Вечере современной хореографии и музыки» в Электротеатре Станиславский: «Арка. Эхо» (Андрей Петрушенков + Симона Маркевич), «Тем громче тишина» (Марина Херолянц + Анна Поспелова), «Чёрный шум» (Святослав Мельников + Кира Вайнштейн) и «Пустые поля» (Анна Хирина + Елизавета Лобан).
В рамках гастрольной программы Context привёз проект «Материя» в Новосибирск на фестиваль «Гравитация», а спектакль «Дуо» стал хедлайнером фестиваля «Дягилев +» в Перми. Танцгруппа Context приняла участие в масштабном сайт-специфик проекте Cyberness в городе Лимассол на Кипре.
В 2023 году вышла книга «Танец. Книга размышлений» — сборник архивных фотографий десятилетней истории фестиваля и эссе известных зарубежных и российских хореографов и артистов, в которых герои размышляют о природе танца и поднимают извечные философские вопросы. Книга выпущена Фондом Дианы Вишнёвой в издательстве masters.