«Горький. Балет» — два одноактных балета на тему произведений Максима Горького
Context. Diana Vishneva Х Нижегородский театр оперы и балета Х Фестиваль «Горький +»
«Горький. Балет» — это спектакль в двух актах, созданный в рамках XII сезона Context. Diana Vishneva для Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина и фестиваля «Горький +». Хореографы-постановщики проекта — Павел Глухов и Кирилл Радев.
Сцена «Пакгаузы» специфична для показа спектаклей — концертный зал с панорамным видом на Стрелку задаёт свои условия для сценографии. Команда Context вместе с художницей Анастасией Нефёдовой без кардинальных изменений трансформируют внутренний и внешний вид премьерной площадки, предлагая зрителям мысленно разделить её на три уровня — зрительный зал, сцена, город — так «Пакгаузы» превращаются в телескоп с объективом, направленным на исторический центр Нижнего Новгорода.
Используя все три уровня в спектакле, пространство действия расширяется и выходит далеко за пределы заданного периметра.
Продолжительность 1 час 40 минут с антрактом
I акт: «На дне»
Хореограф: Павел Глухов
Музыка: Н. Я. Мясковский (1881–1950). Струнный квартет № 1 a-moll op. 33/1 (1930)
Poco rubato (ma Allegro) ed agitato/Allegro non troppo-Allegro tenebroso-Andante sostenuto-Assai allegro (quasi Presto)
Пьеса Максима Горького «На дне» — сложный материал для воплощения на сцене средствами хореографического языка и интересная задача для постановщика. Для Павла Глухова было важно сохранить все ключевые события произведения, сделать так, чтобы сценическая танцевальная версия передала суть и смыслы, заложенные автором. Подчинить танец сюжету и при этом не закрепощать себя, как автора. Прочувствовать атмосферу ночлежки, уловить причины сложных взаимоотношений героев и найти тот хореографический язык, который станет самодостаточным и полноценным средством воплощения драмы.
Музыка, написанная Мясковским, также диктует свои правила игры — она конкретна и требует к себе пристального внимания. Павел Глухов пытается за одним столом дать высказаться двум авторам, не забыв и про свой голос. Получится ли в этом многоголосье создать гармонию? Пока вопрос открытый.
Артисты в работе Глухова становятся частью зрителей, а зрители чувствуют себя внутри событий пьесы — возникает ощущение иммерсивности. Зритель вовлекается в социальную игру и самостоятельно выстраивает отношение к происходящему, пробует определится со своей ролью в этой заданной модели общества.
Действующие лица и исполнители:
Продолжительность 35 минут
II акт: «Девушка и смерть»
Хореограф: Кирилл Радев
Музыка: Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Струнный квартет №14 d-moll «Der Tod und das Mädchen» / «Смерть и Девушка» D 810 (1824)
Allegro-Andante con moto-Scherzo: Allegro molto-Presto
В основу балета Кирилла Радева легла поэма-сказка Максима Горького «Девушка и смерть», а точнее основная мысль этого произведения, что любовь и смерть — это две половины единого целого. Своего рода «борьба противоположностей» — одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления.
Балет-сказка «Девушка и смерть» — это погружение в мир контрастов, где любовь и смерть становятся двумя неразрывными частями единого сценического полотна. Современная интерпретация поэмы Максима Горького, которая перекликается с духом времени.
На сцене происходит столкновение двух миров: мир Девушки, олицетворяющий жизнь, и мир Смерти, символизирующий бесконечные тайны и конечность. Музыкальная палитра струнного квартета Франца Шуберта в сочетании с современной хореографической лексикой и художественным оформлением, создают атмосферу, полную неожиданных открытий. Атмосферу таинственности и мистики, где каждый персонаж — это образ, отражающий свой уникальный оттенок человеческой и нечеловеческой сущности.
Действующие лица и исполнители:
Продолжительность 40 минут
Павел Глухов, Кирилл Радев
Анастасия Нефёдова
Балет Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина
Кристина Траулько — скрипка, Мария Балабух — скрипка, Мария Евдокимова — альт, Анна Прохорова — виолончель, Андрей Оганесов — скрипка, Андрей Ильин — скрипка, Константин Хабаров — альт, Сергей Пагонышев — виолончель.
Стас Свистунович