Фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP и фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva представляют совместный проект — мультижанровый спектакль-перформанс «Созерцание: Вариации» на музыку Филипа Гласса в исполнении танцгруппы Context. Хореограф — Павел Глухов. Режиссер — Юрий Квятковский. Драматург — Михаил Дегтярев.
Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких видоизмененных повторений — одна из старейших музыкальных форм, известная со Средневековья, и в то же время неизменно присутствующая в современной поп-культуре. Вариации (или репетитивность) стали ключевым приемом композиторов-минималистов, которые во второй половине 20-го века ушли в своих произведениях от нарратива к погружению музыкой в определенные состояния, тем самым мощно повлияв на рок и электронику. Именно поэтому «вариации» вынесены в название мультижанрового спектакля-перформанса, который SOUND UP и Context представят 23-го мая в Электротеатре Станиславский. В нем драматург Михаил Дегтярев, хореограф Павел Глухов и режиссер Юрий Квятковский объединяют современный танец, музыку классика минимализма Филипа Гласса, идеи писателя Томаса Манна и видеомэппинг.
«Созерцание: Вариации» состоят из четырех частей-паттернов: танцевальной, инструментальной, вокальной и мультимедийной. Вступая друг за другом, части соединяются и наслаиваются, дополняются и прирастают смыслами, погружая зрителей в состояние близкое к созерцательному. Главная тема перформанса — размышление о красоте, о ее рождении и смерти, о конфликте молодости и старости, о противоречиях между любимыми и любящими. Эпиграфом для него мог бы стать фрагмент из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «Только красота достойна любви и в то же время зрима; она единственная форма духовного, которую мы можем воспринять через чувства и благодаря чувству — стерпеть».
В «Созерцании: Вариации» прозвучат фрагменты из оперы Гласса «Эйнштейн на пляже» — пожалуй, самого известного произведения прославленного американского композитора и одной из ключевых опер второй половины 20-го века. Проводниками в гармонию звука Филипа Гласса станут один из лучших вокальных составов в России, ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко, и востребованная органистка Ксения Свириденко.
По замыслу создателей, спектакль «Созерцание: Вариации» — это тройственный союз танца, музыки и зрительного зала, который к финалу из наблюдателя превращается в главного героя действа, соблазняемого красотой и ею вдохновляемого.
Драматург Михаил Дегтярев о постановке «Созерцание: Вариации»:
Волшебство минимализма и его звучания складывается из незначительных вариаций многократно повторяемых паттернов, которые гипнотизируют сознание и увлекают в музыкальное путешествие. Рисунок танца перформанса «Созерцание: Вариации» вторит минимализму. Танец повторяется четыре раза в четырехмерном пространстве куба под музыку Филипа Гласса в четырех вариациях с разными инструментами и голосами.
Почему повторение так красиво и притягательно? Потому что повторение — один из универсальных принципов жизни. Жизнь повторяет себя и так приумножается. Жизнь повторяет себя в незначительных вариациях и так меняется, эволюционирует. От рождения к смерти. От молодости к старости. И так двигается вперед.
Чтобы заметить эти незначительные вариации, недостаточно только смотреть. Необходимо видеть, созерцать, соучаствовать. Именно это состояние мы предлагаем прожить гостям нашего перформанса в компании музыки Гласса, танцоворов Context. Diana Vishneva и адаптированной новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции», где старость обнаруживает себя в молодости и цикл снова повторяется.
Павел Глухов
Юрий Квятковский
Михаил Дегтярев
Танцгруппа Context, вокальный ансамбль INTRADA, Ксения Свириденко (орган), Михаил Фейман (скрипка)