Международный фестиваль современной хореографии Context Diana Vishneva

Москва
Санкт-Петербург

15 октября - 6 ноября, 2018

Фестиваль Context
Diana Vishneva

  • CONTEXT 2017
  • CONTEXT 2016
  • CONTEXT 2015
  • CONTEXT 2014
  • CONTEXT 2013

В 2017 году фестивалю CONTEXT. Diana Vishneva исполнилось пять лет. С 12 по 19 ноября на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга прошли спектакли, мастер-классы, лекции, воркшопы и кинопоказы. В честь своего первого юбилея CONTEXT представил постановку Asunder хореографа Гойо Монтеро, созданную специально для фестиваля, расширил образовательную программу и принял участие в создании цикла лекций «Что такое современный танец?» совместно с Arzamas и Сбербанком.

Особенное событие CONTEXT-2017 — премьера Asunder, собственная постановка фестиваля. Руководитель и главный балетмейстер Балета Нюрнберга Гойо Монтеро представил балет Asunder на музыку Вагнера (в аранжировке Ури Кейна), Шопена (в адаптации Оуэна Бэлтона) и оригинальную музыку Бэлтона в исполнении лучших танцовщиков Пермского театра оперы и балета.

«И все же, несмотря на двойной финал и горький пессимизм, этот балет чрезвычайно красив и даже гармоничен. Каждый смысловой поворот, каждая смена мизансцен мотивированны и в то же время неожиданны. Безупречно ровно, точно, ярко станцованный пермской труппой этот теперь уже русский балет, возможно, лучшее приобретение CONTEXT за все пять лет его существования», — Татьяна Кузнецова, газета «Коммерсантъ».

Участники международной программы 2017 года:
Алессандра Ферри и Герман Корнехо, Италия и Аргентина
Gauthier Dance / Dance Company Theaterhaus Stuttgart, Германия
Company Wayne McGregor, Великобритания
BODYTRAFFIC, США
аннет Дельгадо и Гонсало Гарсиа, США, Испания
Дрю Джейкоби и Мэтт Фоли, США
Национальный балет Нидерландов, Нидерланды

В 2017 году в рамках образовательной программы фестиваля CONTEXT были представлены не только воркшопы для театральных режиссеров и критиков, пишущих о танце, но и Лаборатория Mind and Movement. Совместно с Британским Советом и танцевальной компанией Studio Wayne McGregor фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva запустил двухдневный интенсив (13-14 ноября) для хореографов со всей России. В январе 2018 года были объявлены имена семи хореографов, которые по итогам работы Лаборатории Mind and Movement получили грант от Studio Wayne McGregor и Британского Совета на создание собственной хореографической работы по методике британского хореографа Уэйна МакГрегора.

Образовательная программа также включала лекции, дискуссии и мастер-классы от зарубежных хореографов, танцевальных компаний и от ведущих российских хореографов.

На вечере молодых российских хореографов ContextLab были представлены постановки, созданные специально для фестиваля. Победителем стала Ольга Лабовкина — ее композицию «Воздух» жюри оценило как лучшую. Состоялась премьера работы Ольги Васильевой, победительницы ContextLab 2016, которую она создала во время призовой стажировки в Израиле для танцовщиков The "Maslool" - Professional Dance Program - Tel Aviv-Jaffa.

Кинопрограмма фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva в 2017 году включала в себя показ семи фильмов:
«Парижская опера» (режиссер — Жан-Стефан Брон)
«История балерины» (режиссер — Нельсон Джордж)
«Ингмар Бергман глазами хореографа» (режиссеры — Ингмар Бергман-младший, Мари-Луиз Сид-Силвандер)
«Маико: танцующее дитя» (режиссер — Осе Свенхейм Дривенес)
«Бобби Джин» (режиссер — Эльвира Линд)
«Марсело Гомес: анатомия танцовщика» (режиссеры — Дэвид Барба, Джеймс Пеллерито)
«В калифорнии» (режиссер — Шарль Редон).

В 2016 году фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva расширил свою географию и прошел с 14 по 19 ноября Москве и Санкт-Петербурге, где состоялось торжественное закрытие фестиваля на исторической сцене Мариинского театра.

«Нынешний четвертый фестиваль собирался не вширь, а вглубь: всего три программы в театре плюс сопутствующие кино- и образовательная. Разумный объем не помешал фестивалю впервые за недолгую историю захватить также Санкт-Петербург, вотчину своей основательницы и худрука Дианы Вишневой, и представить два абсолютных шедевра, придающих смысл всему событию даже без контекста», — Лейла Гучмазова, «Российская газета».

«Четвертое издание фестиваля Дианы Вишнёвой продемонстрировало укрепление позиций современного танца и рост амбиций хореографов при сохранении традиций», — Наталия Звенигородская, «Независимая газета».

Помимо ежегодных мастер-классов для артистов и хореографов фестиваль запустил специализированный курс воркшопов: для будущих критиков работала «Лаборатория танцевальной критики» исследователя современного танца и основателя портала No fixed points Виты Хлоповой, для фотографов — «Театральная съемка» Марка Олича и гримеров — «Сценический макияж» визажиста Елены Крыгиной.

С 2016 года фестиваль начал проводить серию творческих встреч в формате открытых бесед с выдающимися хореографами и танцовщиками об искусстве, карьере и жизни, объединенной общим названием ContextSpeaks. Первым гостем встречи стал выдающийся шведский хореограф Матс Эк. Его приезд стал одним из главных событий четвертого фестиваля, поскольку немногим ранее, в январе 2016 года, Матс Эк объявил о завершении карьеры.

Участники международная программы 2016 года:
Балет Мориса Бежара, Лозанна
Танцевальный театр Люцерна, Швейцария
Alonzo King Lines Ballet, США
Introdans, Нидерланды
Диана Вишнёва и Орели Дюпон (Франция)

В кинопрограмму фестиваля 2016 года вошли фильмы о лучших современных хореографах. Участниками кинокартин стали такие мэтры, как Алонсо Кинг (фильм «Алонсо Кинг — Поэт Танца»), Саша Вальц («Портрет Саши Вальц»), Бенджамин Мильпье («Перезагрузка»), Охад Наарин («Мистер Гага»), Матс Эк («Матс Эк — Хореограф»), Рудольф Нуреев («Рудольф Нуреев — Танец свободы» с премьером Большого театра Артемом Овчаренко в главной роли).

Третий фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva, посвященный памяти Майи Плисецкой, прошел в Москве с 24 по 28 ноября 2015 года.

В этот год фестиваль впервые пригласил в Россию легендарную танцевальную компанию Martha Graham Dance Company, созданной одной из основоположниц танца модерн Мартой Грэм.

«На сцене Театра имени Моссовета выступлением Martha Graham Dance Company завершился третий фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva, который, по мнению Татьяны Кузнецовой, благодаря приезду американцев войдет в историю отечественной современной хореографии», — «Коммерсант».

В рамках международной программы фестиваля были представлены постановки следующих танцевальных компаний и хореографов:
Martha Graham Dance Company, США
Introdans, Нидерланды
Brenda Angiel Aerial Dance Company, Аргентина
Ицик Галили, Израиль
Диана Вишнёва дебютировала в постановке Ханса ван Манена Live.

В рамках кинопрограммы 2015 года была показана часть картин с фестиваля San Francisco Dance Film Festival: «Редкие птицы» Т.М. Райвса, «Никогда не останавливайся» Рона Хонсы, «Человек за кулисами» Керсти Грюндиц, «Балетные классы» Мэри Джейн Доэрти, а также российская премьера фильма Андрея Северного «Гравитация: вариации во времени и пространстве» с Дианой Вишнёвой в главной роли.

Образовательная программа фестиваля была представлена творческим вечером с Дианой Вишнёвой и Джанет Эйлбер, а также лекцией Вадима Гаевского о Майе Плисецкой.

Второй фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva прошел в Москве с 26 по 29 ноября 2014 года.

Основной сценой фестиваля этого года стал театр им. Моссовета, где прошла международная программа, серия круглых столов и творческих встреч. В 2014 году фестиваль расширил свою образовательную программу лекциями ведущих теоретиков и историков современного танца. Среди лекторов выступил Вадим Гаевский, выдающийся театральный и литературный критик, с темой «Революция в танце 20-х годов ХХ века. Её предпосылки, её последствия, её герои», балетный критик и теоретик Лейла Гучмазова вместе со слушателями размышляла на тему: «Современная хореография в России: танец и небалет» и Венди Перрон, постоянный автор журнала Dance Magazine, рассказавшая об эволюции современного танца в Америке за последние 30 лет.

«В отличие от прошлогоднего, первого, фестиваля, организованного спонтанно и стремительно, нынешний можно рассматривать как настоящую картину балетного мира, сложившуюся у самой мобильной современной балерины за 20-летнюю карьеру», — Анна Галайда, «Ведомости».

Участники международной программы 2014 года:
Нидерландский театр танца 2 (НДТ), Нидерланды
Gauthier Dance, Германия
Ate9 dANCE cOMPANY, США
Ballet Preljocaj, Франция
Nanine Linning / Theater Heidelberg, Нидерланды
Диана Вишнёва выступила практически во всех вечерах фестиваля в постановках: «Старик и я» Ханса ван Манена (партнер — Эрик Готье), «Объект перемен» Пола Лайтфут-Соль Леон (партнер — Андрей Меркурьев), «Убитый» Марко Гёкке.

Одним из центральных картин кинопрограммы фестиваля в 2014 году стала работа режиссера Кевина Элвебака «Балетные мальчики» (Ballet boys) о непростом пути становления учащихся балетной школы. Также в рамках кинопрограммы были представлены «Прежде, чем мы уйдем» (Before We Go) Жоржа Леона, «Только вперед» (Forward (Avant)) Хуана Альвареса Неме, и «Все возможно» (Los posibles) Сантьяго Митре.

Первый фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva прошел с 4 по 6 декабря 2013 года в Москве.

«В Москве появился новый фестиваль современной хореографии, который грозит затмить все аналогичные проекты, поскольку его вдохновителем стала Диана Вишнева, а эта прима-балерина знает толк в современной хореографии, как никто из ее академических коллег», — Татьяна Кузнецова, «Коммерсант».

«Неутомимая искательница нового Диана Вишнёва устроила в Москве настоящий танцевальный трафик. Свой фестиваль упаковала в три дня, разбросала по трем площадкам, насытила множеством событий — только успевай поворачиваться. Словно вместе со своей командой решила атаковать город классического балета альтернативным ему современным танцем», — Елена Федоренко, газета «Культура».

На первом фестивале CONTEXT. Diana Vishneva свои работы представили:
Richard Alston Dance Company, Великобритания
Suzanne Dellal Dance and Performing Arts Centre, Израиль
Introdans, Нидерланды
Gauthier Dance, Германия

Одним из самых ожидаемых событий фестиваля стало выступление Дианы Вишнёвой в дуэте с премьером Американского театра балета Марсело Гомесом. Они исполнили Vertigo в хореографии Мауро Бигонцетти на музыку Шостаковича и Nuages Иржи Килиана на музыку Клода Дебюсси.

В Центре документального кино прошли показы фильмов в рамках кинопрограммы фестиваля, которая была представлена картинами «Пина: Танец страсти 3D» Вима Вендерса, а также Car Men и «Между входом и выходом» Бориса Павала Конена.